Самообслуживание

Самообслуживание

Самообслуживание и его значимость для ребенка

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно

В желании «Я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким – либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.

Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Недопустимо делать предметом насмешек и иронии неумелые его действия.

Зашнуровать ботинок, застегнуть «непослушную» пуговицу – для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.

Ранний возраст является сложным для ребёнка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности. И если его в этот момент не поддержать, не дать или не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе. Формирование у детей раннего возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительно ймере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Самообслуживание связано с простыми операциями что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.

Умение одевать (снимать) различные предметы одежды в определённой последовательности при небольшой помощи взрослых.

групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.

Именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребёнок сможет обслуживать себя сам.

Решающиеся значение имеет активное поведение ребёнка, его практическое участие в выполнении данного действия.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным, один и тот же способ одну и ту же последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим напоминаниям может послужить снижение интереса детей к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность. Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно-образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

5-шаговое руководство по самообслуживанию для занятых людей

Самообслуживание необходимо для нашего психического и физического здоровья, но часто это первое, от чего мы отказываемся, когда не хватает времени. В результате страдают как наши отношения, так и работа. Хотя это утверждение может показаться противоречивым, но мы больше всего нуждаемся в некотором времени для самых себя как раз тогда, когда у нас его нет.

Если у вас постоянно нет времени, то будет очень трудно понять, как втиснуть в свое расписание еще и время для себя. Вот 5-шаговое руководство по самообслуживанию для занятых людей.

1. На первое место ставьте свои потребности

Самообслуживание традиционно связывают с уходом за собой, но на самом деле речь идет о человеческих потребностях. Это может быть потребность в отдыхе, в тишине, в связи, стабильности и многом другом. Прежде чем вы приступите к какой-то деятельности, связанной с уходом за собой, подумайте о том, чего вы хотите прямо сейчас и что вам действительно нужно.

Это не только поможет вам по-настоящему заботиться о себе на фундаментальном уровне, но и сделает такую заботу более эффективной. Вместо того чтобы заботиться о себе время от времени в попытке почувствовать себя лучше, вам нужно точно определить, что вы хотите прямо сейчас, и идти к удовлетворению этой потребности.

2. Составьте расписание

Отсутствие времени – это одна из самых распространенных причин, которую приводят занятые люди, когда забывают заботиться о себе. Противоядие – это желание сделать все вовремя. Возможно, об этом проще сказать, чем сделать, но верный способ освободить время для себя – это запланировать его. Найдите место в вашем графике на следующей неделе, которое вы сможете посвятить себе. И самое главное, придерживайтесь этого плана.

Читать еще:  Где находится топливный фильтр рено дастер

Будьте реалистичны во время планирования. Если все, что вы можете выделить – это 10 минут времени, используйте их. В зависимости от ваших текущих потребностей, самообслуживание может заключаться только в том, чтобы закрыть глаза и глубоко дышать в течение нескольких минут, чтобы расслабиться.

3. Определите проблему

Пока мы говорим о времени, давайте вспомним о приоритетах. Когда мы чувствуем, что не успеваем сделать что-то важное, это либо потому, что неправильно распланировали время, либо из-за того, что на самом деле у нас другие приоритеты. Все, на что мы тратим время – это только наш выбор. Может только казаться, что мы должны что-то делать, но на самом деле именно мы сами контролируем то, как проводим свое время.

Вы не сможете позаботиться о себе, вне зависимости, чем заняты, если это не является нашим приоритетом. Это значит, что вы можете самостоятельно позаботиться о том, что делать, если эти занятия находятся первыми в списке ваших приоритетов.

4. Будьте настойчивыми в защите своих границ

Когда вы начинаете сознательно находить время для себя и говорить «нет» обязательствам и просьбам, то можете встретить сопротивление от людей, которые вас окружают. Это может быть сложно эмоционально, особенно если вы не привыкли говорить «нет» или ставить свои желания выше интересов других людей. Если вы сталкиваетесь с такого рода сопротивлением, то должны быть настойчивыми в отношении ваших потребностей и границ.

Когда вы начинаете создавать границы по отношению того, что вы будете и не будете делать, возможно, будет очень трудно настоять на этом. Помните, вы всегда можете взять полчаса для себя, и мир все еще будет там, когда вы вернетесь. И когда это случится, вы будете в гораздо лучшем положении, чтобы иметь дело с вашим окружением.

Самообслуживание – это не роскошь. И не проявление эгоизма. Это необходимость, которая позволяет восстановить ваше физическое и психологическое здоровье.

5. Делайте меньше, но часто

Точно так же, как и с физическими упражнениями, медитациями, обучением и другими полезными мероприятиями, самообслуживание является более эффективным, если заниматься им недолго, но часто. Практика показывает, что 10-15 минут в день для себя являются более эффективными, чем два часа, но раз в месяц.

Самообслуживание может включать медитации, йогу, ведение журналов, танцы и абсолютно все, что делает вас счастливее. Оно не требует много денег и времени. Начните с малого, расставьте приоритеты и прислушайтесь к себе.

Значение слова самообслуживание

Самообслуживание в словаре кроссвордиста

самообслуживание

самообслуживание — концепция в торговле, при которой приобретение товаров и услуг производится покупателем самостоятельно, без помощи обслуживающего персонала. Типичный пример — АЗС, где клиент заливает топливо самостоятельно, затем оплачивает покупку через терминал оплаты.

Википедия самообслуживание

ср.Обслуживание себя своими собственными силами.

Большой современный толковый словарь русского языка самообслуживание

ср. Обслуживание себя своими собственными силами.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой самообслуживание

Словарь русского языка Лопатина самообслуживание

обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала Столовая самообслуживания. С. в магазине.

Словарь русского языка Ожегова самообслуживание

самообслуживание ср. Обслуживание себя своими собственными силами.

Толковый словарь Ефремовой самообслуживание

самообслуживания, мн. нет, ср. (нов.). Обслуживание себя своими собственными средствами, без помощи других.

Толковый словарь русского языка Ушакова самообслуживание

— способ продажи товаров, при котором покупатель получает возможность прямого доступа к ним и отбора нужного ему товара с последующей оплатой через расчетнокассовый узел.

Словарь экономических терминов самообслуживание

Полный орфографический словарь русского языка самообслуживание

обслуживание себя собственными силами, без помощи других, обслуживающего персонала

Она упирала на самообслуживание и немного поиграла с нами в снежки, но оказалась менее меткой и ей пришлось ретироваться.

Но дома телевизор, в универмаге самообслуживание , в поликлинике компьютер, на работу принимает машина, и там тоже машину обслуживаешь.

Из трехсот служащих в клубе осталось не более сотни, были наняты на неполный рабочий день американки, ввели самообслуживание .

Но в кафетерии было самообслуживание , что по крайней мере позволяло сократить время ожидания и найти свободный столик.

лондонское метро choose — выбирать ticket — билет selfservice — самообслуживание drink — пить pay — платить cinema — кино coin — монета enjoy — наслаждаться copper — медь splendid — великолепный ounce — унция peace — мир quarter — четверть kind — добрый gramme — грамм pink — розовый pretty — красивый a little — немного sleeve — рукав

Их административное самообслуживание в том, что почти весь аппарат управления, надзора и хозяйственного руководства составляется из заключенных- Задачи, которые поставлены перед лагерями (вторая и третья), личные качества тех заключенных, из которых вербуются руководящие круги администрации и надзора (обычно чекисты, наказанные за преступления по должности и часто за превышение власти), естественная боязнь правящих попасть самим на тяжелые работы и на них погибнуть, наконец, полное, абсолютно-полное бесправие заключенных — все это ведет к однообразно-страшной внутренней жизни во всех лагерях.

Родители вечно бывали заняты и охотно довольствовались тем, что дети замкнуты друг на друга переведены, можно сказать, на самообслуживание .

Во-первых, что-то было позаимствовано у популярных в Америке заведений drive-in (покупатель получал еду, не выходя из машины), во-вторых, введено самообслуживание .

Именно недостижение взаимопонимания между клиентами и обслуживающим персоналом и стало одной из основных причин возникновения такого вида обслуживания, как самообслуживание .

Самообслуживание

Самообслуживание, которым пользуются представители всех слоев общества. В магазинах с данной формой обслуживания в основном представлены товары повседневного спроса и некоторые товары предварительного выбора. За счет экономии на торговом персонале, самообслуживание является наилучшей формой для торговли со скидками. Потребитель самостоятельно занимается поиском, сравнением и выбором товара.

Выгоды, которые видят покупатели для себя в самообслуживании:

* возможность быстрого выбора товара;

* удобство сравнения и выбора товара;

* возможность рассмотреть товар поближе;

* из магазина с самообслуживанием гораздо быстрее выйти, сделав покупку;

* есть время для выбора товара и получения нужной информации о товаре.

Минус этой формы обслуживания заключается в отсутствии продавца-консультанта, с которым можно посоветоваться в выборе того или иного товара.

Характер и структура операций по продаже товаров зависят, прежде всего, от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. В магазинах, применяющих различные методы продажи, содержание операций по продаже товаров также существенно отличается. Под такими операциями понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживания; по образцам; с открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам; по предварительным заказам.

Продажа товаров на основе самообслуживания — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Отобранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.

Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, требующие других методов продажи, поскольку при выборе указанных товаров покупателям, как правило, необходимы индивидуальная помощь и консультация продавцов. Товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.

Читать еще:  Замена колодок тормозных механизмов передних колес Renault Logan/Sandero

В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:

— встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;

— получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;

— самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;

— подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;

— оплата купленных товаров;

— упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;

— возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, проверка исправности товаров и т. д.).

Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.

Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, я в случае необходимости — основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.

Для того, чтобы ускорить расчетные операции с покупателями, в магазине рекомендуется оборудовать единый узел расчета. Напряженность работы контролеров-кассиров в часы «пик» следует регулировать. Для расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (1—2 предмета), выделяют «экспресс-кассы». Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизированных расчетных узлов с механизмом для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями. Однако несмотря на существенные преимущества метода самообслуживания, в период перехода к рыночным отношениям годами создававшаяся сеть магазинов самообслуживания оказалась практически полностью разрушенной. Если до начала перестройки в городах магазинов самообслуживания было более половины от их общего числа, то в период перестройки осталось 5—7%. Основной причиной такого сокращения этих магазинов явилась боязнь владельцами риска хищений товаров.

«Самообслуживание в жизни ребенка»

Консультация о самообслуживание как основе освоения ребенком культурно-гигиенических навыков.

Просмотр содержимого документа
«»Самообслуживание в жизни ребенка»»

Консультация для родителей

«Самообслуживание в жизни ребенка»

Самообслуживание – это основа освоения ребёнком культурно-гигиенических навыков: навыков приёма пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук.

Стремление к самостоятельности – одно из ценных свойств психики ребёнка – проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно.

Задача взрослых – развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой.

Если постоянно глушить это желание, то дети растут пассивными, не готовыми к каким – либо трудностям. Они всегда ждут, когда за них всё сделают взрослые.

Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Зашнуровать ботинок, застегнуть «непослушную» пуговицу – для него труд, требующий старания, настойчивости в достижении цели.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Оно формируется под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребёнок легче адаптируется к жизни в современном обществе.

Если дети выполняют элементарные трудовые обязанности по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества и семейного коллектива. Именно через самообслуживание дети впервые устанавливают отношение с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему, упражнять в практической деятельности.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима.

Чёткий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать с самого раннего возраста.

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.

Очень важно при обучении одевания, умывания, сохранять неизменным, один и тот же способ одну и ту же последовательность действий.

Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. Чтобы с самого раннего возраста дети работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное проявлять терпение и не делать за ребёнка то с чем он может справиться сам.

Одной из особенностей детей, является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Значение слова самообслуживание

самообслуживание в словаре кроссвордиста

самообслуживание

Экономический словарь терминов

способ продажи товаров, в процессе которого покупатель получает возможность прямого доступа к ним и отбора нужного ему товара с последующей оплатой через расчетно-кассовый узел.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

самообслуживания, мн. нет, ср. (нов.). Обслуживание себя своими собственными средствами, без помощи других.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-я, ср. Обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала. Столовая самообслуживания. С. в магазине.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

ср. Обслуживание себя своими собственными силами.

Самообслуживание — концепция в торговле , при которой приобретение товаров и услуг производится покупателем самостоятельно, без помощи обслуживающего персонала .

Типичный пример — АЗС , где клиент заливает топливо самостоятельно, затем оплачивает покупку через терминал оплаты .

Также банкоматы (многие банки стремятся сократить свои расходы на персонал, создавая автоматизированные системы обслуживания, в том числе по телефону и в интернете ), терминалы оплаты услуг сотовой связи, ЖКХ, проезда в общественном транспорте .

Читать еще:  Замена амортизатора передней стойки Рено Логан

В сфере розничной торговли и общепита появляются супермаркеты и рестораны , с оплатой в кассе самообслуживания .

Самообслуживание позволяет экономить значительные средства на заработной плате персоналу, тем самым снижая цены для потребителей.

Примеры употребления слова самообслуживание в литературе.

Так что на всякий случай я заглянул в магазин самообслуживания и запасся упаковкой банок содовой — знаете, таких, с открывалкой на крышке.

Внизу, на первом этаже, — продмаг самообслуживания, на втором — универсальный магазин.

Старцев под нашим шефством за одно лето поставил типовой магазин самообслуживания и хлебопекарню на одну тонну в сутки.

Самообслуживание, столики на четырех, открытая кухня с блеском нержавеющей стали, веселый гомон, светлые краски, широкие окна, на стенах графические картины, написанные электронными машинами: плетение кривых, головоломные соединения квадратов и многоугольников, космические пейзажи среди дикого хаоса туманностей и завихрений, спокойные симметричные рисунки, гармоничные и тонкие, как японские гравюры.

Парикмахерская, магазин товаров первой необходимости, экскурсионное бюро, закусочная — столики ее заняли почти все пространство до самого входа в цветочный магазин, — мастерская печатей, магазин по продаже подслушивающей аппаратуры, фотомагазин, автоматическая прачечная самообслуживания и, наконец, огромная, точно увиденная через широкоформатный объектив, окутанная паром столовая.

Так что, когда мы с Чарли наполнили магазин в Бентонвилле товаром и сделали выкладку, это был всего лишь третий по счету магазин самообслуживания на всю страну и первый на территории близлежащих восьми штатов.

Поступком, который заслуживает хорошего замечания, — сказал он, — будет считаться всякая добровольная работа по самообслуживанию — мытье и подметание полов, колка дров и прочее.

Банкеты теперь отменены, и правильно, по-партийному это, так мы здесь самообслуживание ввели: каждый сам на поднос продукт ставит, каждый за себя платит — не казенные средства, не прежние времена, а кушаем все вместе, за общим банкетным столом.

Тут на станцию самообслуживания подъехала еще одна машина, и из нее вышел водитель.

Питание в школе было поставлено хорошо, в столовой самообслуживания всегда широкий и дешевый ассортимент блюд из овощей, молочных, мясных из внутренностей.

И попадал под арест он только в юности — если не считать того случая, когда навстречу попался вышедший из прачечной самообслуживания легавый.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: samoobslujivanie
Задом наперед читается как: еинавижулсбоомас
Самообслуживание состоит из 16 букв

Травма спинного мозга и позвоночника

Обучение бытовым навыкам и самообслуживанию

Прогресс в совершенствовании бытовых навыков самообслуживания существенным образом зависит от изобретательности пациента и ухаживающих за ним. Прямой уход уменьшает двигательные возможности больного и рано или поздно приводит к тяжелому межличностному конфликту.

Восстановление жизненно необходимых навыков имеет не только социальную значимость, снижая зависимость больного от окружающих и позволяя выполнять некоторые рабочие операции, но и оказывает важное психотерапевтическое влияние на больного, способствует формированию его активных установок на лечение.

Однако следует учесть, что такое восстановление возможно на основе достигнутого уровня двигательной активности. К нему приступают не ранее 3—4 мес. после травмы. В противном случае неуспех может только нанести дополнительную психическую травму больному, снизить активную позицию в занятиях или вовсе вызвать отказ от них.

Самообслуживание представляет собой реализацию функций хватания, стояния и передвижения в условиях функционального дефекта мышц. При грубых выпадениях усилия направлены на замещение функций, нейромоторное перевоспитание мышц, в норме не участвующих в данном двигательном акте, и приспособление к дефекту. Обучение больного приемам самообслуживания позволяет ему не только освободиться от опеки и обрести независимость, эти занятия сами по себе являются методом развития и коррекции движений. Получается замкнутая связь: уровень движения обусловливает ту или иную степень свободы, последняя как бы шлифует эти движения.

Для самообслуживания в бытовом плане особенно функционально значимо воспитание сложных разноплановых движений кисти и пальцев (рис. 17) [37, 45-48, 51, 65].

Рис. 17. Приспособления и оборудование для восстановления функции кисти и пальцев

В первую очередь отрабатываются рычаговые и толкательные движения кисти и пальцев. В этих целях применяют шарики разного диаметра, укрепленные резинкой на подставке (для отработки отталкивания всей кистью и каждым пальцем в отдельности), горсть мелких предметов (для проведения сортировки), клавиатуру портативных музыкальных инструментов (детский рояль, гармоника, флейта). Следующим этапом является отработка захватов. Описано 12 различных видов захвата по G. Schlesinger [12,69]. Однако практическое значение для больных имеют три вида — копчиковый, пальмарный и ключевой, при этом доминирует пальмарный захват [6, 12, 55].

Учебно-тренировочные стенды

Для тренировок движений кистей и пальцев применяют учебно-тренировочные стенды с закрепленными на них предметами, с которыми больному предстоит общаться в быту (водопроводный кран, телефон, штепсель, различные замки, задвижки, застежки и т. п.) (рис. 18, 19).

Рис. 18. Настенная панель из ламинированного пластика с 12 различными тренажерами для реабилитации верхних конечностей

Рис. 19. Различные стенды для тренировки бытовых движений

От степени овладения этими манипуляциями зависит переход к тренировкам функции тонкого захвата, обеспечивающей застегивание пуговиц, шнуровку, завязывание. Первоначально занятия также следует проводить на стендах или макетах (лиф с набором пуговиц различного диаметра, корсет, ботинок). Овладев этими движениями, больной может уже самостоятельно одеваться. Одновременно проводятся тренировки в проведении процедур простейшего самообслуживания — умывание, чистка зубов, причесывание, бритье.

Самостоятельный прием пищи. Адаптированные столовые приборы

Как показали исследования С. Банкова [55], сила захвата увеличивается с удлинением исходной позиции пальцев в пределах 4,5 см. Поэтому у больных с высоким уровнем повреждения спинного мозга при обучении самостоятельному приему пищи следует использовать столовые приборы с утолщенными ручками (рис. 20).

Рис. 20. Столовые приборы с утолщенными ручками, комбинированные столовые приборы

В.М. Угрюмов и соавторы [63], а также О.Г. Коган [18] рекомендуют при этом применять кольцевые фиксаторы для пальцев (рис. 21).

Рис. 21. Адаптированные ножи с длинным лезвием и фиксатором для руки

Упражнения по обучению самостоятельному приему пищи начинают с приема твердой пищи, затем — полужидкой, проводится тренировка умения пользоваться ложкой, вилкой, ножом. Сила захвата возрастает при увеличении длины сгибателей, но зависит также от угла натяжения мышц. Максимальная сила при захвате будет при угле дорсального сгибания в пределах 30-40°. По мнению С. Банкова [93], на максимальную силу захвата влияет позиционное положение предплечья. По данным A. Swanson и соавторов (1970) [44-48], фиксация предплечья снижает силу захвата.

Восстановление навыка письма. Адаптированные приборы для письма

Следующий этап тренировок — восстановление навыка письма. При этом для обучения применяют ручки, карандаши, фломастеры с утолщенным корпусом, оснащенные ременными креплениями и кольцевым приспособлением (рис. 22). Многие больные в процессе занятий переходят к обычным письменным принадлежностям.

Рис. 22. Адаптированные приборы для письма

Обучение бытовым навыкам носит однотипный характер. С течением времени в результате многократного повторения действий улучшается координация движений, они становятся более завершенными, вырабатывается автоматизм. Повышение мышечной силы в руках в результате занятий ЛФК и массажа, улучшение координации движений и овладение простейшими бытовыми навыками способствуют общей мобильности больного.

При небольшой тренировке он обучается самостоятельно пересаживаться в кресло-каталку, управлять ею, самостоятельно или с некоторой помощью надевать ортопедические аппараты, вставать и обучаться передвижению с подручными средствами. Повышение мобильности больного расширяет диапазон его общений со средой, делает независимым в бытовом плане, позволяет вести активную жизнь и подготовить себя к общественно-полезной деятельности в будущем.

Иванова Г.Е., Цыкунов М.Б., Поляев Б.А., Романовская Е.В. Лечебная физкультура в реабилитации больных с повреждением спинного мозга // Реабилитация больных с травматической болезнью спинного мозга / Под общ. ред. Г.Е. Ивановой и др. — М., 2010. С. 554-557.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector