Хендай солярис акпп замена масла

Хендай солярис акпп замена масла

Замена масла в АКПП Хендай Солярис: полная и частичная

Масло в коробке автомат Солярис выполняет ряд важных функций – смазывает рабочие детали, охлаждает двигатель, предотвращает преждевременный выход узла из строя. Оно требует регулярной и своевременной замены, поскольку с течением времени изменяется его количество, испаряются некоторые присадки. Выполнять замену жидкости в АКПП Солярис нужно только в согласии с инструкцией. Она простая, но предполагает соблюдение четкой последовательности действий.

Когда менять масло в АКПП Хендай Солярис

Масло в АКПП Солярис 2017 и других годов выпуска нужно заменять своевременно. Хотя производитель утверждает, что ресурс смазки бессрочный, это не совсем правда. Дело в том, что концерн устанавливает предельные сроки эксплуатации транспортного средства в целом – если они превышены, потребность в регулярных обслуживаниях возрастает многократно.

Регулярная замена смазки в АКПП – залог беспроблемной и безопасной работы автомобиля

Новое масло в АКПП Солярис 2014 года и других нужно заливать каждые 50 тысяч км пробега, можно чаще. Обязательно учитывают интенсивность, условия эксплуатации транспортного средства – если они неблагоприятные, манера езды агрессивная, нужно максимально бережное отношение к автомобилю. Подробнее обо всем можно узнать на СТО. Дополнительно ситуацию с АКПП поможет определить тест уровня трансмиссионной жидкости, оценка качества ее состояния.

Масло в АКПП Хендай Солярис 2015 может иметь разные эксплуатационные характеристики, сроки применения с учетом таких факторов:

  1. Температурные скачки – если они регулярные, вязкость масла тоже нестабильна. При резких перепадах смазка утрачивает первоначальные характеристики в принципе.
  2. Старт-стопы – постоянная эксплуатация авто в таком режиме вредна для всех агрегатов и узлов. В зоне риска – машины, эксплуатируемые в условиях большого города.
  3. Стиль вождения – при частом переключении скоростей, резком торможении, динамичных стартах смазка испытывает повышенные нагрузки. Итог – она быстро засоряется, работает не так эффективно, как должна.

К тревожным симптомам, указывающим на то, что трансмиссию срочно нужно менять, относят аромат гари (в норме его быть не должно), осадок и примеси в расходниках, проблемы с активацией передач. К негативным признакам относят вибрации в селекторе при переключении АКПП, посторонние звуки во время работы коробки. Пинки, толчки трансмиссии тоже обычно указывают на проблемы со смазкой – ее мало, она имеет низкое качество.

Качественное масло – лучший выбор для коробки Солярис

Какое масло заливается в автомат Солярис

Масло в автоматическую коробку передач Солярис следует выбирать с учетом требований производителя. Главное – применять фирменную оригинальную жидкость SP III стандарта. Аналоги подбирать можно, но они должны быть соответствующего класса (он указан на упаковках). Цена зависит от производителя – это около 500 рублей за 1 л оригинальной трансмиссионки и вдвое меньше за аналоги.

Качественная техжидкость гарантирует беспроблемную эксплуатацию авто. Если проводить обслуживания неправильно, несвоевременно, можно дождаться:

  • ускоренного износа фрикционов, подшипников;
  • некорректной работы гидротрансформатора;
  • поломки коробки передач;
  • тугого включения скоростей;
  • появления шумов, вибраций после запуска двигателя;
  • долгий прогрев мотора зимой.

Обслуживать коробку в разы проще и дешевле, чем выполнять дорогостоящий ремонт.

Сколько литров масла в АКПП Солярис

Номинальный объем масла в АКПП Солярис составляет 6.8 л – в эту цифру входят параметры корпуса гидротрансформатора. Но для замены можно брать меньше масла АКПП Солярис 2016 и других годов. В большинстве случаев при заливке новой смазки применяют всего 4 л, но если предстоит полная замена, нужно будет уже 9 л.

Замена масла в АКПП Hyundai Solaris

Замена масла в 6 АКПП Хендай Солярис возможна двумя способами – частичная и полная. Частичную проводить проще, особенно самостоятельно в гаражных условиях.

Большинство работ по обслуживанию автомобиля можно выполнить самостоятельно в гаражных условиях

Полная замена масла в АКПП Солярис

Полнопоточная замена – самая сложная. Она предполагает полную смену смазки, установку нового фильтра, промывку коробки. Проверка уровня масла в АКПП Хендай Солярис не обязательна – ее автомобилист делает на свое усмотрение.

Болты поддона скручивать нужно очень осторожно

  1. Прогреть АКПП и двигатель до рабочих температур, поставить авто на ровную поверхность.
  2. Открыть капот, вынуть щуп масла АКПП Солярис, открутить пробку слива с поддона, следить за кольцом уплотнения на пробке.
  3. Подставить емкость на 4-5 л, подождать, чтобы масло стекло. Предварительно должно выйти немного больше 3,6 л.
  4. Завернуть пробку, проверить кольцо. Отвернуть болты поддона, аккуратно снять его, слить остатки отработки, протереть поверхности насухо.
  5. Магниты очистить, переставить на новый фильтр. Грязный фильтрационный элемент убирают, дают маслу стечь, крепят магниты на новый фильтр.
  6. На очищенные, обезжиренные привалочные рабочие плоскости поддона с картером наносят герметик. Использовать нужно строго средство для АКПП, поскольку агрессивная трансмиссионная жидкость растворяет обычный герметик. Подождать, пока слой материала высохнет.
  7. Залить через отверстие щупа 4 л масла, дать ему стечь, протестировать уровень. Залить новую смазку, подождать, добавить еще 1 л.
  8. Открутить шланг АКПП, идущий к радиатору от коробки.
  9. Отпустить хомут, отсоединить шланг, поместить его внутрь емкости.
  10. Установить селектор АКПП в паркинговый режим, ручник прочно затянуть, попросить ассистента дать старт двигателю.
  11. Слить до 3 л грязной отработки, которая самостоятельно пойдет в емкость, заглушить двигатель, добавить 1 литр новой смазки.

Процедуру следует продолжать до того момента, пока в емкость не потечет чистая жидкость. Останется вернуть шланг обратно и откорректировать уровень техжидкости, если для этого будет необходимость.

При полнопоточной смене масло заливают до полной чистоты

Частичная замена масла в АКПП Хендай Солярис

Частичную смену отработки выполнить намного проще, обращаться на СТО необязательно. Заранее готовят весь инструмент, аксессуары для проведения процедур – это ветошь, емкость для слива, шприц, шланг, воронка или обрезанная бутылка, новая смазка.

Частичная смена смазки – простой и экономичный вариант обслуживания АКПП

Обслуживание проводят каждые 2-3 десятка тысяч км пробега. За одну процедуру можно слить до трети жидкости, не больше. Обязательно нужно снять поддон, установить новый фильтр. Главный минус частичной замены – новая смазка присоединится к отработанной, что не всегда положительно влияет на работу трансмиссии. При наличии примесей, применения масла низкого качества, желательна полнопоточная замена. Она потребует больше времени, зато даст оптимальные результаты, позволит заметно улучшить качество работы АКПП, защитит от возможных поломок.

Для залива лучше всего использовать воронку, но обрезанная бутылка тоже подойдет

  1. Открыть капот автомобиля, оценить уровень технической жидкости в системе.
  2. Завести мотор на несколько минут, не выключая его, переместить селектор АКПП по всем существующим положениям, задерживаясь на несколько секунд на каждой передаче.
  3. Конец шланга, который соединен со шприцем, ставят в контрольное отверстие, потом выкачивают из него до 40% смазки, четверти от общего объема тоже будет достаточно.
  4. Берут тот же шприц и заливают им смазку в коробку передач.

Снова проверяют уровень, чтобы убедиться, что он достаточный. Если нужно, техническую жидкость доливают до заданных отметок. Шприц применять удобнее всего, но другие способы тоже допустимы.

Как проверить масло в автомате Солярис

Уровень масла в АКПП Солярис на щупе проверять просто. Желательно одновременно оценивать и объем, и степень износа смеси. Для этого ею капают на бумагу либо ткань или наливают в прозрачную емкость. Любые значительные отклонения от нормы – уже плохой показатель.

На работу масла в АКПП влияют первоначальные характеристики

Порядок проведения работ:

  1. Прогреть АКПП – проехать на автомобиле минут 10.
  2. Поставить машину на ровную площадку, выждать минут 10, чтобы масло в автомате стекло в емкость.
  3. Открыть капот, достать АКПП щуп – он идет справа. Оценить уровень масла – он должен быть между максимальной и минимальной насечками.
  4. Снять белой салфеткой или куском ткани немного жидкости со щупа, оценить ее цвет, запах. В норме оттенок должен быть красным, если он бурый, черный, темно-красный, можно говорить о неполадках и необходимости выполнения экстренного обслуживания.

После 50 тысяч км пробега жидкость практически всегда коричневая. Наличие твердых включений, металлической стружки и других примесей тоже указывает на необходимость срочной замены жидкости. Когда масло в порядке, но отмечен недостаточный уровень, хватит долива до требуемой отметки.

Следить за уровнем жидкости нужно постоянно, но не менее важным является ее состояние

Заключение

Масло в коробке автомат Солярис с течением времени испаряется и изнашивается. Даже если объем достаточный, неполноценными могут стать эксплуатационные характеристики, и трансмиссию нужно будет заменить. Оптимальная периодичность замены масла в АКПП Хендай Солярис – около 50 тысяч км, но многое зависит от условий эксплуатации автомобиля, манеры вождения. Резкие пуски и старты, плохое качество дорог, агрессивная езда приводят к тому, что смазка изнашивается быстрее. Регулярно рекомендовано тестировать уровень жидкости и делать доливы в случае необходимости. Во время этого следует обращать внимание на состояние масла – запах, цвет, наличие примесей. Если заменяют тип продукта, обязательно делают промывку коробки передач.

Меняем масло в коробке автомат на Хендай Солярис своими руками: через какой пробег менять, выбор масла

Автоматические коробки передач в последние годы посыпались в бюджетный сегмент автомобилей более чем щедро. Хендай, как наиболее лояльный к небогатому покупателю производитель, одни из первых установили АКПП на бюджетник, чем и обязаны росту продаж и популярности Соляриса. Вместе с тем для обслуживания автомата необходимо более строго придерживаться регламента и аккуратнее подходить к выбору масла для замены и долива.

Замена масла в коробке автомат на Хендай Солярис

В зависимости от того, насколько необходима полная замена жидкости, выбираем метод:

  1. Частичная замена масла без замены фильтра.
  2. Частичная замена с заменой фильтра.
  3. Полная замена масла с промывкой АКПП.

Рассмотрим алгоритм самой сложной операции, когда нужно полностью заменить масло и фильтр ( полная замена масла с промывкой ):

    Прогреваем двигатель и АКПП до рабочей температуры.

Прогрев двигателя до рабочей температуры.

Слили 3 литра с небольшим.

Откручиваем болты поддона.

Магниты с фильтра.

Поставили магниты на новый фильтр.

Поставили и прикрутили фильтр.

Целых 18 болтов.

Заливка нового масла через щуп.

Откручиваем этот шланг

Ещё литр нового масла.

Видео о частичной и полной замене масла в автомате

Через какой пробег менять масло в АКПП на Хендай Солярис

Официальные дилеры Hyundai и сервисная книжка в один голос говорят, что проверка уровня трансмиссионной жидкости проводится при достижении пробега 60 тысяч, а замена масла и фильтра может понадобиться только через 90 тысяч.

Так то оно так, но производитель считает чистый пробег, а не моточасы, что было бы логичнее. Дело в том, что мы можем завести двигатель и никуда не ехать, пока он работает, километраж не мотается, но мотор с коробкой работают, масло изнашивается.

Пробег 50 000 км.

Особенно остро этот вопрос стоит в больших городах с вечными заторами и часовыми простоями в пробках. При минимальном дневном пробеге АКПП нарабатывает двойную норму по моточасам. Масло при этом изнашивается, и уже к 50-60 тысячам реального пробега оно может полностью потерять свойства и стать даже опасным для АКПП. Поэтому лучше перестраховаться и проверить состояние трансмиссионного масла. Делается это так.

Читать еще:  Хендай солярис замена ламп габаритных огней на

Проверка уровня и состояния масла

И уровень, и степень износа масла будем проверять одновременно. Для этого нам понадобится только чистая белоснежная салфетка.

Делаем следующее:

  1. Прогреваем АКПП, то есть, совершаем поездку продолжительностью минут 5–10.
  2. Устанавливаем автомобиль на ровную площадку.
  3. Ждём 7–10 минут, чтобы масло в автомате стекло в поддон.
  4. Открываем капот, достаём щуп АКПП (для 4-х ступенчатой коробки), он находится справа.
  5. Смотрим на уровень масла, он должен быть между верхней и нижней насечкой на щупе.
  6. Берём салфетку и снимаем несколько капель масла со щупа. Анализируем.

В идеале жидкость для АКПП Hyundai Solaris должна быть красного цвета.

Со временем цвет теряется от тёмно-красного до бурого или чёрного. Примерно после 60 тысяч пробега масло будет коричневатого цвета. В том случае, если жидкость на салфетке содержит механические примеси, металлическую пудру, твёрдые фракции, масло подлежит срочной замене. Если масло светлое и чистое, менять его нет необходимости.

В автомате Hyundai Solaris с завода залито фирменное трансмиссионное масло для автоматических коробок стандарта SP III.

Масло в АКПП ATF SO-III

Такие масла выпускают практически все мировые производители ГСМ, но на конвейере заливают масло Hyundai ATF SP III . Его можно без проблем заменить на Шеврон, Шелл, Зик, главное, чтобы на упаковке был указан нужный стандарт SP 3. Некоторые производители предлагают универсальные трансмиссионные жидкости, например, ZIC ATF Multi Vehicle, Aisin ATF AFW+, но стандарт SP III должен быть указан в допусках на упаковке. Все они имеют разную цену, но работают одинаково стабильно и эффективно.

Объём масла в АКПП на Хендай Солярис

Полный объём масла автомата на Солярисе — 6,8 л.

Это вместе с корпусом гидротрансформатора. Дело в том, что не всегда нужно сливать весь объем жидкости, поэтому существует три метода замены. Один из них — частичная замена. При этом около половины объёма остаётся в гидротрансформаторе, следовательно, меняется только около 4 литров.

Если будем использовать метод полной замены жидкости, то необходимо иметь от 8 до 9 литров.

Артикул оригинального масла и фильтра

Фирменное полусинтетическое масло имеет каталожный номер 04500-0400 для четырехлитровой упаковки и 04500-0100 для литровой.

Оригинальный фильтр в АКПП.

Масляный фильтр для АКПП Хендай Солярис можно определить по артикулу 46321-23001 .

Заключение

Так можно своими руками заменить масло в автомате Хендай Солярис. Операция займёт не более часа и коробка не будет требовать обслуживания как минимум ещё 60-80 тысяч . Удачной всем работы и добрых дорог!

Замена масла в АКПП Хендай Солярис

Корейский производитель Hyundai утверждает, что замена масла в АКПП Хендай Солярис в течение всего срока эксплуатации авто производиться не должна. Однако подобные рекомендации — лишь уловка, направленная на увеличение продаж новых моделей автомобиля. Даже при чётком следовании инструкциям смазывающее вещество потеряет свои свойства уже через 50 тыс. километров пробега.

Когда менять масло в автоматической коробке передач Hyundai Solaris?

Со временем техническая жидкость просто выработается. Её уровень снизится, хотя степень старения будет зависеть от манеры вождения, частоты перепадов температур окружающей среды и других факторов.

В системе смазки автомобиля Hyundai Solaris есть ещё один расходник — фильтр. Он защищает автоматическую коробку от попадания внутрь грязи и металлической пыли. Очевидно, чем новее будет эта деталь, тем лучше она справится со своими функциями. На деле фильтр коробки Хундай Солярис полностью становится негодным на отметке 100 тыс. км. Потом его нужно поменять.

Хотя замена масла в АКПП Солярис в эксплуатационный срок производителем не приветствуется, сам он в регламенте советует это делать в нескольких случаях:

  • после ремонта АКПП;
  • при обнаружении посторонних звуков в работе коробки;
  • в случаях подтекания жидкости из-за разгерметизации поддона.

Также Hyundai рекомендует владельцу автомобиля проверять уровень на интервале 120 тыс. километров пробега или через 8 лет. Таким образом, чтобы обезопасить АКПП от поломок, лучше заменять ATF на отметке 40-50 тыс. км, а фильтр — через 80-100 тыс. км.

Проверка уровня и состояния масла

На Hyundai Solaris смазка АКПП проверяется по 2 показателям: уровню (проверяется с помощью специального щупа) и степени загрязнённости (определяется по запаху гари). Если лубрикант испортился, фильтр нужно проверить в обязательном порядке. Диагностику рекомендуется проводить часто — лучше 3-4 раза в год.

Проверка должна проводиться на прогретом до 80-90 градусов двигателе, не позже, чем через 10 минут после его остановки. Рычаг коробки ставят в положение N или P. Масло проверяют на белом листе бумаги. Следует протереть им щуп, вынутый из картера коробки. Жидкость ATF на салфетке должна быть прозрачной, без запаха гари и твёрдых частичек. Мелкие коричневые фракции в технической жидкости — следствие повышенного износа фрикционов. Такое масло нельзя оставлять внутри, потребуется полная замена. Если с качеством ATF всё в порядке, проверяется уровень жидкости. Он должен находиться между двумя метками HOT. При необходимости ATF доливается, но без превышения, иначе «полетят» сальники и важные механизмы АКПП.

Заправочный объём масла в автоматической коробке Соляриса по паспорту составляет 6,8 литра ATF. Во время частичного обновления смазки доливают около 4 литров, при полной замене с промывкой — не менее 8 литров.

На Солярисах 1,6 л после 2014 года выпуска с 6-ступенчатой АКПП может не быть щупа. Без щупа проверку технической жидкости надо проводить по контрольному отверстию под днищем. Пробка выкручивается, анализируется поток текущего масла: тонкой струёй — уровень нормальный, сильной — перелив, нет течи — требуется долить ATF.

Как выбрать масло под замену?

Заправляется 4-ступенчатая АКПП Хендай Солярис 1,4 л полусинтетическим составом стандарта SP-3. Можно использовать оригинальные составы: Hyundai ATF SP-3 фирмы Mobis или DIAMOND ATF SP-3/SK-3. Стоимость 4-литровой канистры Hyundai ATF составляет 2300-2500 рублей, DIAMOND ATF от Mitsubishi — 3000 рублей. Номер артикула оригинальной жидкости — 0450000400, фильтра — 46321-23001.

Также разрешено применять аналоги Chevron, Multi Vehicle, Aisin ATF AFW+, Shell, Zic ATF со стандартом качества SP-3. Все они обеспечивают одинаково стабильную и эффективную работу. Для 6-ступенчатой АКПП рекомендована синтетика с допуском SP-4.

Как выполняется замена: пошаговая инструкция

Для замены следует подготовить:

  • просторное помещение с ямой, эстакадой;
  • новое масло с фильтром;
  • пустую ёмкость для слива старой жидкости;
  • набор ключей;
  • медную шайбу под сливную пробку — 2151323001;
  • отвёртку;
  • чистые тряпки;
  • герметик;
  • воронку.

Масло может быть заправлено 2 способами: полностью или частично. Полная замена выполняется при большом пробеге. Частичная замена рекомендована при малых пробегах. Вообще существует неофициальный регламент проведения замены методом чередования, который многими экспертами одобряется. То есть после первых 50-60 тыс. км проводить частичную замену, на 120-тысячной отметке — полную, затем через 50-60 тыс. — опять частичную.

Теперь о процедуре замены:

  • открутить сливную пробку, слить старое масло в пустую ёмкость;
  • установить медную шайбу, закрутить пробку обратно;
  • измерить количество слитой жидкости;
  • вынуть щуп, залить новую смазку в том же количестве;
  • завести двигатель, последовательно переключить скорости АКПП, задерживаясь в каждом положении на 5-10 секунд;
  • заново проверить уровень масла, при нормальных значениях слить 2500 мл;
  • залить новый состав в том же количестве, завести мотор, осуществить переключение скоростей;
  • повторить процедуру в третий раз;
  • используя ключи, ослабить крышку поддона;
  • подставить ёмкость, выскоблить отвёрткой герметик;
  • собрать вытекшую жидкость, измерить её объём;
  • открутить масляный фильтр;
  • щёткой по металлу очистить магниты крышки, сам поддон, остатки высохшего герметика от мелкой стружки и отложений, промыть поддон;
  • обезжирить поверхности бензином;
  • нанести новый слой герметика на края;
  • установить новый фильтр;
  • поставить поддон, затянуть;
  • залить новое масло в нужном количестве (как правило, 3 литра);
  • проверить по щупу, завести мотор, «погонять» коробку по всем ступеням.

Далее рекомендуется сделать небольшой тест-драйв. Заново измерить уровень масла щупом, долить, если необходимо. Разницы по замене между 4- и 6-скоростной АКПП нет, только в последнем случае может не быть щупа. И заливать в 6-ступенчатую АКПП нужно синтетику с допуском SP-4. Помните, что некачественно выполненная процедура заметно сократит ресурс автомата. Поэтому, если сомневаетесь в своих умениях, лучше обратитесь к профессионалам.

Видео по замене ATF в АКПП Солярис:

Несколько способов замены масла в акпп Солярис

По сравнению с механической коробкой переключения передач, автоматические КПП нуждаются в более бережном обращении, качественном и своевременном обслуживании.

На автомобилях Хендай Солярис могут быть установлены четырехступенчатые и шестиступенчатые КПП автомат, получившие маркировки 4АТ и 6АТ соответственно.

Замена масла в АКПП Хендай Солярис необходимая процедура, позволяющая избежать возможных неисправностей и сделать эксплуатацию автомобиля наиболее комфортной.

Специализированными СТО предлагается услуга по замене жидкости ATF при помощи специального оборудования. Конструктивное исполнение коробки передач позволяет выполнить замену масла самостоятельно.

Пошаговая инструкция по замене

Рассмотрим несколько вариантов замены в коробках 4АТ и 6 АТ, а так же в конце статьи наглядное видео по замене жидкости в гаражных условиях. Общие рекомендации по замене масел в АКПП читайте в этом материале.

Частичная замена в АКПП 4АТ

Высокая температура трансмиссионной жидкости увеличивает ее текучесть. В условиях нормальной эксплуатации, рабочая температура ДВС соответствует 60 градусам смазки в коробке передач. Хорошо прогретый Hyundai Solaris загоняем на эстакаду или смотровую яму.

  1. Открываем капот и для того, чтобы масло лучше сливалось, достаем мерный щуп АКПП. Спускаемся в смотровую яму. При наличии откручиваем металлическую защиту двигателя.
  2. Демонтируем левую часть пластмассового отбойника для лучшего доступа к поддону картера АКПП.
  3. Отворачиваем сливную пробку ключом на 17. Сливаем жидкость в заранее подготовленную тару, объёмом не менее 5 литров. Сливная пробка расположена выше нижнего уровня поддона. Перед съёмом, при помощи технического шприца, откачиваем остатки масла.
  4. Откручиваем 18 болтов поддона по периметру. Оставляем два по диагонали. При помощи канцелярского ножа разрезаем уплотнение из герметика для беспрепятственного снятия. Выворачиваем оставшиеся болты и снимаем поддон картера коробки. Сливаем остатки масла. Чтобы не пролить масло на себя, можно предварительно откачать шприцем.
  5. Откручиваем масляный фильтр. Три болта под 10 ключ. Снимаем фильтр, сливаем остатки жидкости. Зачищаем картер от оставшегося герметика. Используем канцелярский нож при необходимости. Действуем аккуратно, чтобы не оставить засечек. Обезжириваем поверхность. Снимаем два магнита с масляного фильтра.
  6. Осматриваем на наличие металлической стружки, которые могут свидетельствовать об износе шестерен валов. Промываем очищающим средством. Крепим на новый фильтрующий элемент (номер 46321-23001) и устанавливаем его в штатное место.
  7. Очищаем поддон от остатка герметика. Отмываем и обезжириваем. Наносим по периметру высокотемпературный маслостойкий герметик. Ждем указанное для подсыхания время и производим установку поддона. Наживляем болты. Для избегания деформации поддона закручиваем болты по периметру с постепенно нарастающим усилием. Вытираем лишний герметик.
  8. Меняем уплотнительную шайбу на сливной пробке и заворачиваем.
  9. При помощи мерного стакана или двух одинаковых пластиковых ёмкостей, отмеряем количество новой жидкости, совпадающее с литражом отработки. Вставляем шланг подходящего диаметра в отверстие мерного щупа и через лейку заливаем отмеренный объём смазки. Пользоваться можно техническим шприцом.
  10. Проверяем уровень масла в коробке по мерному щупу, на котором нанесено две пары отметок min/max. Нижняя пара – нужный уровень при холодной АКПП. Верхняя пара – на прогретой коробке передач.
  11. Заводим автомобиль. Переключаем селектор АКПП во все положения поочередно. На прогретом автомобиле проверяем уровень смазки по верхним отметкам. Рис 3 При необходимости регулируем, доливая или откачивая жидкость.
  12. Устанавливаем защиту двигателя на свое место. Частичный метод замены жидкости ATF закончен. Может понадобиться до 3 литров новой смазки.
Читать еще:  Хендай солярис какой бензин лучше лить 95 или 92

Частичная замена в АКПП 6АТ

В шестиступенчатой АКПП отсутствует мерный щуп и поддон картера. Замена осуществляется следующим образом.

  1. Откручиваем заливную пробку. Выворачиваем сливной болт. Сливаем масло выше уровня ограничителя.
  2. Откручиваем ограничительную трубочку в сливном отверстии. Сливаем масло. Заворачиваем ограничитель. Меняем уплотнительное кольцо на сливном болте и закручиваем обратно без окончательной затяжки.
  3. Замеряем количество отработки. Через заливное отверстие заливаем новое масло таким же объёмом.
  4. Заводим автомобиль. Последовательно переключаем селектор во все положения. На работающем прогретом автомобиле откручиваем сливную пробку АКПП.
  5. Сливаем излишки. По достижению необходимого уровня, масло перестает выливаться. Закручиваем сливной болт.
  6. Если уровень недостаточный и лишнее масло не вытекает, то доливаем 300-500 мл трансмиссионной жидкости и повторяем процедуру.

Масляный фильтр в 6АТ находится внутри коробки. Для замены необходим полный демонтаж АКПП и ее разборка.

Полная замена масла в автомате Соляриса

  1. Частичная замена является первой ее частью. Далее отсоединяем шланг обратки жидкости ATF, идущий от радиатора к АКПП. Снимаем хомут и опускаем конец шланга в прозрачную литровую ёмкость.
  2. Дальнейшие операции выполняются с помощником, который заводит автомобиль. Когда литровая тара наполняется – глушит.
  3. После того как уровень жидкости в коробке передач стал на один литр меньше, доливаем через отверстие мерного щупа (4АТ) или заливной пробки (6АТ) литр свежего масла. Повторяем процедуру до тех пор, пока из шланга не потечет новая смазка. На этом процесс замены масла считается завершенным в полном объёме.
  4. Одеваем шланг на свое место, зажимаем хомутом. Регулируем уровень при помощи мерного щупа или через сливное отверстие. Устанавливаем на место пластиковый отбойник и металлическую защиту двигателя. Может понадобиться до 8 литров нового масла.

Контроль уровня жидкости АКПП

Объём масла в коробке передач автомобилей Хендай Солярис составляет 6,8 литра. Поддержание оптимального уровня позволяет избежать преждевременного износа элементов АКПП. Проверяется при помощи мерного щупа. Рекомендуемая частота осмотра – 5-7 тыс. км.

Прогретый до рабочей температуры ДВС автомобиль глушится. После того как все имеющееся масло стечет в картер АКПП (5-7 минут), уровень смазки должен находится в диапазоне верхней пары отметок min/max.

Диагностика смазки производится при помощи чистой салфетки. Цвет нового масла – красный. Темный цвет и наличие металлической стружки говорит о необходимости замены жидкости ATF.

Сроки замены масла в АКПП

Заводом изготовителем утверждается, что смазочные, антикоррозийные и охлаждающие свойства жидкости сохраняются в течение всего срока эксплуатации автомобиля.

Выбор жидкости ATF

Трансмиссионная жидкость должна удовлетворять всем требованиям к антикоррозийным, вязкостным, смазывающим свойствам. Для автомобилей марки Хендай Солярис применяются масла классификации SP III.

Оригинальное масло Hyundai ATF SP III. Номер 04500-0400 – четырехлитровая канистра. 04500-0100 – литровая упаковка.

В качестве подходящих аналогов рекомендуют:

  • Motul Multi ATF. Номер 105784;
  • Shell Multivechicle Automatic Transmission. Номер 5070558;
  • Castrol ATF Multivehicle. Номер 154F32.

При смене производителя масла, рекомендуется производить полную замену трансмиссионной жидкости.

Как своими руками в гараже заменить масло в акпп Hyundai Solaris — видео

Хендай Солярис – замена масла в коробке в МКПП и АКПП

Замена технических жидкостей в Хендаи Солярис легко производится автомобилистами самостоятельно, для этого не нужно обращаться в сервис. Когда менять масло в коробке Хендай Солярис? По общему правилу замена происходит с периодичностью один раз каждые шестьдесят тысяч километров или раз в два года.

Но многие предпочитают менять его чаще, по мере износа, или используя специальные зимние или летние марки технической жидкости. АКПП, стоящая в автомобиле Hyundai Solaris, повышает ее привлекательность для покупателей, но усложняет требования к ее эксплуатации, по сравнению с МКПП. Касается это и замены масла. Срок жизни технической жидкости предполагает более частую его замену, чем рекомендуется производителем.

Необходимый объем продукта и марка

В коробке передач масло используется для снижения трения между деталями ее конструкции. Выбор масляной жидкости зависит от множества факторов. Для МКПП в соответствии с данными паспорта автомобиля потребуется около 1,9 литров.

Существует мнение, что производитель на заводе иногда не доливает масло в требуемом объеме. Если есть возможность проверить это, то следует его долить. То же необходимо сделать, если появилась течь. Стандартный объем продукта в системе АКПП составляет около 6,8 литров. Особенность его замены для полного процесса потребует около 8-9 литров.

Если есть сомнение в том, не износилось ли масло до достижения установленного пробега, его можно проверить на качество. Это можно сделать при помощи чистой салфетки. Работоспособная жидкость будет иметь ярко-красный цвет. Чем она темнее, тем ближе к состоянию износа.

Стандартно на заводе в автомат поставляется синтетическое масло стандарта SP III. Вместо корейского можно использовать «Шелл» или «Шеврон», проследив только соответствие его выбора стандарту. Для механической коробки передач завод-производитель рекомендует использовать полусинтетическое масло стандарта GL-4 75w85. При выборе технической жидкости необходимо учитывать такие параметры, как:

  • морозоустойчивость. Для российских дорог нужны марки, не замерзающие при минус 45 градусах;
  • коэффициент сжатия;
  • скорость разложения на фракции при использовании.

Для АКПП лучше не отходить от стандарта производителей. Автоматическая коробка более капризная, чем МКПП, и неверный выбор технической жидкости может ей повредить.

Инструменты

Для смены масла в обязательном порядке необходимо обзавестись такими инструментами, как:

  • щуп АКПП;
  • ветошь для протирки;
  • плоская отвертка;
  • шприц на 150 мл;
  • ключи на 17 и на 10;
  • пластиковая емкость, объемом не менее 4-5 литров.

Замена масла в коробке Хендай Солярис на видео подскажет наилучший алгоритм замены и поможет избежать ненужных этапов работ.

Детали и расходники

В ряде случаев для того, чтобы произвести замену масла в коробке Хендай Солярис 1,6 автовладельцу потребуется:

  • новая техническая жидкость в необходимом для замены объеме;
  • промывочная жидкость;
  • ветошь и тряпки для протирки поддона и других емкостей;
  • герметик для обработки картера;
  • новый масляный фильтр.

Этапы смены масла в коробке передач

Сложность работы зависит от того, требуется поменять все содержимое коробки или сменить его частично. Можно выделить три отдельных процесса. Это:

  • частичная замена технической жидкости, замена фильтра при этом не производится;
  • частичная замена масла сопровождается заменой масляного фильтра;
  • производится полная замена технической жидкости, при этом не только меняется фильтр, но и промывается АКПП.

С каждым этапом водитель сможет справиться самостоятельно.

Замена неполная

Неполная замена производится тогда, когда по тем или иным причинам, количества технической жидкости в коробке передач сократилось или изначально оно было залито не в полном объеме.

Частичная замена масла в коробке автомат Хендай Солярис потребует около часа времени и наличия эстакады. Для этого потребуется не больше 4 литров для автомобиля, оборудованного АКПП.

Смена масла полностью

Полная смена масла производится в случаях, когда оно потеряло свои характеристики. Согласно техническим характеристикам продукта, это должно происходить не реже, чем раз в три года. Как залить масло в коробку Хендай Солярис? Начинать нужно с подготовительных операций:

    1. Двигатель автомобиля прогревается в течении 10 минут до достижения им рабочей температуры.
    2. Автомобиль должен находиться на смотровой яме или на эстакаде, в противном случае заменить жидкость своими руками и промыть АКПП не получится.
    3. Открывается капот, находится щуп, при помощи которого проверяется уровень технической жидкости в АКПП.

    1. При помощи ключа на 17 осторожно снимается крышка поддона коробки. Это надо делать аккуратно: есть риск уронить уплотнительное кольцо, защищающее от протечек.
    2. Под слив ставится подготовленная емкость. Масло стекает медленно, его должно выйти не менее 3-3,5 литров.
    3. После того, как оно стечет, крышка тщательно закручивается с обязательным контролем наличия уплотнительного кольца.
    4. Достается торцовый ключ на 10. Он потребуется для того, чтобы открутить 18 болтов, расположенных на поддоне АКПП.

    1. При помощи плоской отвертки поддевается поддон. Он закреплен на герметике, поэтому нужно будет потрудиться.

    1. Поддон снимается и тщательно промывается с помощью промывочной жидкости.
    2. Болты крепления масляного фильтра осторожно снимаются. Они снабжены магнитами, которые нужно осторожно удержать от падения и переставить на новый фильтр.

    1. Тряпкой снимается старый фильтр. С него течет масло, нужно быть осторожнее.

    1. Герметиком, предназначенным для АКПП, обрабатываются поддон и картер.

    1. Масло (4 литра) заливается в отверстие для щупа. Это можно делать только после полного высыхания герметика.

  1. Доливается еще литр после проверки уровня.
  2. Машина ставится на ручной тормоз, запускается двигатель. Через шланг сливается около литра загрязненной жидкости, доливается еще литр чистой.

Отличия замены в МКПП и АКПП

Механическая и автоматическая коробка передач имеют различное устройство, поэтому и при замене жидкостей возникнет ряд отличий.

Происходит оперция в следующем порядке:

  1. Транспортное средство устанавливается на эстакаду.
  2. Двигатель прогревается.
  3. Откручивается воздушный фильтр.
  4. Открывается сливное отверстие, под него ставится емкость (достаточно будет трехлитровой);
  5. После слива сливное отверстие закрывается, открывается заливное. Масло в него вводится шприцом, необходимо залить около 2 литров (между 1,9 и 2 литрами);
  6. Масляный фильтр меняется при необходимости.

В обоих случаях необходимо к процессу замены жидкости привлекать помощника, самостоятельно справиться с задачей будет сложно. Зная, как поменять масло в механической коробке Хендай Солярис, сделать это в АКПП своими руками будет проще, несмотря на большой объем требуемых операций.

Замена масла в АКПП Хендай Солярис

Как в любом автомобиле в Хендай Солярис коробка передач имеет масло, которое периодически нужно менять. Поэтому а данной статье рассмотрим процесс замены масла в АКПП Хендай Солярис, выбор масла, аналоги, которые можно лить, причины замены и рекомендации.

Видеоматериал по замене

Видео расскажет, как правильно заменить масло АКПП, а также поведает о тонкостях и нюансах проведения процедуры

Процесс замены масла в АКПП

Заменить масло в АКПП Хендай Солярис достаточно просто своими руками. Процесс немного схожий с заменой масла, но имеет некоторые тонкости и нюансы проведёния процедуры. Итак, приступим к замене масла в АКПП Хендай Солярис:

На самом деле, казалось бы все просто, как и у всех автомобилей, две пробки, слил-залил, а нет. Но, сейчас не об этом. Покупаем масло.

    Снимаем защиту двигателя.

Проводим замену масла на АКПП Хендай Солярис. Снимаем защиту картера (всего четыре болта).

Ищем сливную пробку.

Снимаем левую защиту двигателя, чтобы было удобней работать с поддоном.

Сливаем масло. Обязательно, покупать 2 литра масла.

Перед установкой поддона протираем еще раз картер коробки по периметру. Приклеиваем поддон и закручиваем болты.

Для залива масла откручиваем заливную пробку.

Вытягиваем щуп, заливаем масло в АКПП. Затем запускаем двигатель, вставляем щуп.

Для частичной замены масла необходимо машину до конца прогреть, так чтобы вентилятор два раза отработал, то есть включился и выключился. В этом случае уровень масла должен быть на отметке HOT.

Проверяем контрольный уровень.

Периодичность замены и заправочный объём масла в коробке

На заводе изготовителе масло в АКПП заливают трансмиссионную смазку в расчёте на весь период эксплуатации авто. Однако производитель рекомендует осуществлять проверку уровня рабочей жидкости в автоматической коробке передач через 120000 км пробега или через 96 месяцев эксплуатации авто.

Читать еще:  Какой бензин лучше заливать в хендай солярис

Вместе с тем случается, что возникает необходимость «досрочно» поменять смазку:

  • ремонт АКПП или её замена;
  • подтекание жидкости в картере КПП, вследствие разгерметизации поддона;
  • посторонние звуки при работе коробки.

Отвечая на вопрос, сколько масла необходимо заливать в АКПП Соляриса, скажем, что для замены понадобиться 6,8 литров жидкости ATF Закажи у нас . Если проводить частичную замену, например, при снятии поддона КПП, то долить надо будет 4 литра масла. В случае замены с промывкой, — понадобиться уже около 8 литров.

Какое масло лить в АКПП Соляриса

В отличие от МКПП в Солярис с АКПП требуется совершенно другая жидкость, которая должна соответствовать стандарту SP-3. Оригиналу масла автоматической коробки передачи модификации A4CF1 соответствуют две спецификации качества Hyundai: DIAMOND ATF SP-III и SK ATF SP-III Закажи у нас . С завода, в коробку автомат, заливается Hyundai ATF SP-3 Закажи у нас от фирмы MOBIS. Артикул оригинальной трансмиссионной жидкости — 0450000400 Закажи у нас .

Цена и каталожный номер

Каталожный номер: рекомендуемое оригинальное трансмиссионное полусинтетическое масло Hyundai/Kia «ATF SP-III» для АКПП Солярис можно найти под артикулом 0450000400 Закажи у нас . Стоимость четырёх литровой канистры около 2500 рублей.

Доступны аналогичные масла АКПП для замены от известных производителей ZIC масло трансмиссионное синтетическое 162627 «ATF SP 3» Закажи у нас , 4л. Цена 2500 руб. Масло трансмиссионное «DiaQueen ATF SP-III», 4л от ТМ Mitsubishi артикул 4024610 Закажи у нас . Цена 3000 руб.

Фильтра для замены в АКПП: масляный оригинальный фильтр Hyundai/Kia артикул 4632123001 Закажи у нас , цена — 1000 рублей. Аналоги: Sat ST4632123001; Hans Pries 820416755; Zekkert OF4432G Закажи у нас . Спектр цены для этих фильтров составит 1000-1200 рублей.

Также может пригодиться прокладка поддона АКПП SCT SG1090. Цена 1000 рублей. Ведь её тоже рекомендуют менять дабы не подтекло масло со сливного отверстия.

Почему нужно менять масло в коробке

Масло в АКПП нужно менять по следующим причинам:

  • потеря химических свойств;
  • потеря технических и технологических свойств. Поскольку, детали АКПП нагреваются, соответственно и масло греется, а значит теряет свои изначальные свойства;
  • потеря смазочных свойств.

Все выше указанные показатели являются причинами для замены масла и не стоит допускать, чтобы хоть одна из них привела к повреждению деталей, которые находятся в коробке передач, поскольку поменять масло дешевле, нежили менять весь агрегат.

Рекомендации

Завод изготовитель рекомендует лить только оригинальное масло в АКПП Хендай Солярис поскольку:

  • оно разработано специально под этот вид АКПП и автомобиль;
  • имеет специальную химическую структуру, которая защищает детали;
  • технические и технологические свойства масла подходят под стандарты завода;
  • предотвращает скорый износ деталей.

Масло в коробке передач призвано охлаждать элементы и смазывать их, но в связи с нагревом оно теряет свои изначальные свойства, что служит поводом до замены его.

Рассмотрев процесс замены и подбора масла стоит отметить, что в данном случаи завод изготовитель Хендай Солярис прав, что лучше лить оригинальное масло, хоть оно и дороже. На защите элементов АКПП не следует экономить и пренебрегать всеми техническими мерами безопасности.

Выбор и замена масла в АКПП Hyundai Solaris

Правильная работа трансмиссии в любой машине зависит от качества смазки трущихся компонентов внутри агрегата. Если жидкость теряет свойства, то не может выполнять свои функции, в результате чего коробка передач начинает работать с перебоями. Чтобы не допустить этого, должна своевременно выполняться замена масла в АКПП Хендай Солярис.

Какое масло лучше выбрать?

Контроль уровня и доливка

Как поменять моторное масло своими руками?

Последствия несвоевременной замены

Видео «Как выполнить замену смазки в АКПП своими руками»

Комментарии и Отзывы

Периодичность замены

Многим автовладельцам интересно, когда и через сколько выполняется смена расходного материала в трансмиссии Hyundai Solaris 2011, 2012, 2014 и других годов выпуска. Поэтому для начала разберем, при каком пробеге нужно менять смазочное вещество в коробке передач. По официальным данным, масло к АКПП Соляриса не меняется. Производитель заливает жидкость на весь ресурс эксплуатации автомобиля. Но по факту смазочное вещество со временем вырабатывается, теряет свои характеристики и не может выполнять возложенные на него функции, то есть не обеспечивает должную смазку агрегата. На практике смена трансмиссионного расходного материала в автомобиле Хендай Солярис с бензиновым двигателем должна осуществляться каждые 50-60 тысяч км пробега. Специалисты советуют выполнять эту процедуру один раз в два года.

Внутренняя часть АКПП

Есть несколько важных факторов, которые влияют на ресурс эксплуатации жидкости:

  1. Температурные перепады. Когда часто меняется температура воздуха, это приводит к изменению вязкостных характеристик масла. Если же перепады слишком резкие, это становится причиной утраты технических характеристик смазки.
  2. Постоянная эксплуатация автомобиля в режиме старт-стоп. К примеру, автомобиль используется в условиях пробок большого города.
  3. Стиль вождения. Если водитель часто переключает скорости, резко тормозит или начинает движение, на смазочное вещество возлагается дополнительная нагрузка. Из-за этого смазка быстрее загрязняется и ее работа становится менее эффективной.

Каким «симптомы» могут сообщить о необходимости поменять масло в автоматической коробке переключения скоростей Хендай Солярис:

  • появление осадка и продуктов износа в расходном материале;
  • наличие запаха гари;
  • появление сложностей при активации той или иной передачи;
  • наличие вибраций в районе селектора переключения АКПП;
  • появление посторонних звуков при работе агрегата;
  • трансмиссия стала пинаться и толкаться.

Какое масло лучше выбрать?

Оригинальный продукт для АКПП Солярис

Водителю важно знать, какую жидкость надо лить в агрегат. Производитель Хендай рекомендует потребителям заливать в систему оригинальный продукт ATF SP 3, который изготавливается концерном. Это масло позволяет оптимально выполнить функцию смазки трущихся компонентов, а также обеспечить охлаждение узлов и качественную промывку всех деталей. При использовании оригинального продукта можно добиться оптимальной передачи крутящего момента. Что касается степени вязкости, то лучше выбрать расходный материал, который относится к пониженному классу. К примеру, всесезонные масла должны иметь индекс 90W, 140W, а зимние жидкости — 75W, 80W либо 85W.

Контроль уровня и доливка

Для диагностики уровня жидкости потребуется белая салфетка:

  1. Заведите двигатель авто и совершите 10-минутную поездку, это позволит прогреть трансмиссию.
  2. Проверка уровня выполняется на ровной поверхности. Заглушите мотор и подождите около десяти минут, пока трансмиссионная жидкость не стечет в поддон.
  3. Откройте капот и найдите щуп для проверки уровня. Он расположен справа в моторном отсеке.
  4. Протрите щуп салфеткой и опять установите его в отверстие, после чего извлеките. Если уровень жидкости в норме, то он будет располагаться между двумя метками на щупе.

Канал СТО в Симферополе обнародовал ролик, в котором продемонстрирована процедура смены смазочного вещества в АКПП Соляриса.

Как поменять моторное масло своими руками?

Заменить масло в 4-, 5- или 6 ступенчатой коробке автомат на Солярисе можно своими руками, без помощи специалистов.

Подготовка

Для выполнения задачи потребуется:

  • новое смазочное вещество;
  • воронка или обрезанная верхняя часть бутылки;
  • ветошь;
  • шприц с подключенным шлангом;
  • ведро или таз, в который будет сливаться смазка.

Частичная замена

Частичная смена смазочного вещества — более простой и экономичный способ замены масла.

Такая процедура выполняется через каждые 20-30 тысяч километров пробега. Но учтите, при частичной замене можно слить из системы только около трети жидкости, не более. Нужно демонтировать поддон, поэтому можно дополнительно выполнить замену фильтрующего устройства. Основной недостаток заключается в том, что свежая смазка смешается с отработанной, а это никак не улучшит работу трансмиссии в целом. Поэтому если использующееся масло в КПП некачественное, а в работе агрегата появились проблемы, то частичная замена вам не подходит.

Процедура выполняется так:

  1. Сначала откройте капот машины и проверьте уровень расходной жидкости в системе.
  2. Для неполной замены заведите мотор на несколько минут. Селектор АКПП при заведенном двигателе нужно переместить по всем положениями, на каждой передаче останавливайтесь на несколько секунд.
  3. Один конец шланга, подсоединенного к шприцу, надо установить в контрольное отверстие и выкачать из него около 25-40% смазки.
  4. Затем, используя этот же шприц, налейте в него свежую смазку и заправьте ею коробку передач.

Процедура частичной и полной замены наглядно показана на ролике, снятом каналом Хендай Солярис.

Полная замена

Наиболее эффективно полностью сменить смазку в трансмиссии можно с помощью специализированного оборудования, которое можно найти на СТО. Но если вы решили все сделать своими руками, можно обойтись и без него.

Как произвести замену:

  1. Проверьте уровень смазки. Это делается для того, чтобы понимать, какой объем масла остался в системе. Если уровень жидкости низкий, проверьте все составляющие трансмиссионной системы на предмет утечек.
  2. Залезьте под днище машины. Найдите сливную пробку и подставьте под нее ведро или тазик для сбора отработанной смазки. При сливе щуп должен быть извлечен из контрольного отверстия, чтобы снизить давление в картере коробки передач и ускорить процедуру.
  3. Подождите, пока из трансмиссионного агрегата полностью не выйдет вся смазка. Затем пробку сливного отверстия надо закрыть.
  4. Установите воронку в отверстие для контроля уровня и через нее залейте в АКПП новую смазку.
  5. Извлеките воронку из контрольного отверстия, установите в него щуп и заведите силовой агрегат на 5 минут. При запущенном моторе надо по очереди включить все режимы работы коробки передач, на каждом из которых следует выдержать 10-секундную паузу. Эти действия позволят разогнать смазочное вещество по всем каналам системы и частично ее промыть от остатков отработанной жидкости. Благодаря циркуляции масла можно вывести из коробки передач все продукты износа.
  6. Откройте сливную пробку и слейте смазку. Оцените ее качество. Если в масле остались продукты износа и отложения, процедуру промывки нужно повторить. Залейте масло до максимальной отметки и закрутите пробку.
  7. Запустите силовой агрегат. Селектором КПП активируйте все режимы работы трансмиссии. Слейте смазочное вещество и если его качество улучшилось, то залейте новое масло по уровню. Выполните контрольную поездку. Проверьте еще раз уровень жидкости в системе и если надо, добавьте масло.

Цена вопроса

Стоимость одного литра оригинального масла для Хендай Солярис составляет около 500 рублей. Полный объем агрегата — 6,8 литра. Для частично замены потребуется около трех литров жидкости, что обойдется покупателю в 1500 рублей. Для полной смены с промывкой потребуется около 9 литров, тогда стоимость процедуры составит около 4500 рублей.

Последствия несвоевременной замены

К каким проблемам может привести несвоевременная замена жидкости:

  • быстрый износ подшипников и фрикционов;
  • проблемы в работе гидротрансформатора;
  • выход из строя коробки передач — самое печальное последствие;
  • трудности при включении скоростей;
  • появление шума и вибраций при запущенном двигателе;
  • долгий прогрев агрегата в зимнее время года;
  • появление толчков при переключении режимов АКПП.

Видео «Как выполнить замену смазки в АКПП своими руками»

Канал sofrinoauto опубликовал ролик, в котором подробно описана процедура замены смазочного материала в автоматической коробке передач Соляриса вместе с фильтрующим устройством.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector